Ретроспективная выставка, посвященная 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Поэт и музы»
Юбилейные даты позволяют еще раз осмыслить значимость юбиляра, оценить его вклад в российскую и мировую культуру. Имя Александра Пушкина – создателя современного русского языка и одного из родоначальников классической русской литературы – дорого не только тем, кто любит изящную словесность. Перефразируя библейские слова, можно сказать: вначале было слово, и слово было у Пушкина. В литературоцентричной России влияние поэтической речи было всеобъемлющим: слово трансформировалось в изображение, рисунок, картину, становилось изобразительным текстом.
Традиционная культура Кубани поэтична, пронизана единством музыки и слова. Здесь А. Пушкин стал знаковой фигурой еще в те времена, когда Екатеринодар из казачьей крепости превратился в город с культурными традициями.
Немного было кубанских художников в ХХ в., которые не обращались бы к творчеству поэта или в период учебы, или в зрелости. Были и те, кто вырос из Пушкина, посвятил ему значительную часть своего творчества. Среди них– график, офортист Светлана Петровна Новгородова (1939 г.р.), заслуженный деятель искусств Кубани. С начала 1970-х гг. и до сегодняшнего дня художница создала сотни графических листов с иллюстрациями пушкинских стихов, поэм «Руслан и Людмила», «Каменный гость» и романа «Евгений Онегин». Многие ее работы на пушкинскую тему приобретались Министерством культуры РСФСР, экспонировались на многочисленных выставках. Серия из четырех композиций к «Евгению Онегину» побывала на международных выставках в США и Югославии. Своей выразительностью выделяются цветная линогравюра «Я Вам пишу» (образ Татьяны) и портрет молодого поэта в период написания романа, а так же черно-белые лаконичные гравюры на пластике: иллюстрации «Пиковой Дамы», резцовая гравюра «Дон Жуан и Донна Анна». Целая серия посвящена знаковым событиям в жизни поэта– «Болдинской осени» и дуэли Пушкина с Дантесом.
Живописца Ивана Ильича Захарова (1936 г.р.), посвятившего свою жизнь преподавательской деятельности на художественно-графическом факультете КубГУ, волнуют две темы: жизнь и творчество Михаила Лермонтова и Александра Пушкина. В течение 40 лет он пишет жанровые и исторические картины, связанные с Кавказом и Крымом – двумя главными географическими святынями русских романтиков. И. Захаров часто совмещает факты биографии поэта с его произведениями и создает картины, в которых использует названия преимущественно из поэтических строк. Картины «Пушкин в Крыму. Прощай, свободная стихия», «Пушкин в Екатеринодаре», «Пушкин на Кавказе», написаны на тему ранних стихов южного периода, это работы, в которых автор создает образ молодого Пушкина – поэта-романтика, восхищенного красотами южной природы и жизнью вольных казаков.
Региональный аспект русской культуры лежит в основе символического живописного панно заслуженного деятеля искусств Кубани, профессора КубГУ Олега Мстиславовича Гаврилова (1942 г.р.) «Кубанская Вечеря», написанного к 200-летию поэта (из фондов Академии маркетинга и социально-информационных технологий). На нем изображены представители русской культуры, побывавшие на Кубани и посвятившие ей свои творения. В центре композиции Александр Пушкин, вокруг него В.В. Маяковский, Я.Г. Кухаренко, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, С.Я. Маршак, А.С. Серафимович, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, С.В. Рахманинов, И.Е. Репин, А.Н. Вертинский, Хан-Гирей Султан, В.Г. Короленко, А. Толстой.
Сергей Владимирович Савенко (1930–2010 гг.) представлен серией жанровых картин. Художника интересовали взаимоотношения Пушкина с женщинами, друзьями, светским кругом. Он старался создать своего рода хронику жизни пушкинской эпохи.
Ольга Александровна Салькова (1936 г.р.), заслуженный деятель искусств Кубани, демонстрирует на выставке камерный портрет молодого Пушкина, стилизованный под эпоху романтизма. С портрета на нас смотрит поэт-романтик, полный надежд на будущее.
Обращает на себя внимание ироничная постмодернистская графическая работа «Поэт идет» Леонида Ивановича Ковтуна (1946 г.р.). Автора волнует молодой Пушкин, недавний выпускник Царскосельского лицея. Для создания выразительного образа художник использует мемуарную литературу, воспоминания друзей и коллег по поэтическому ремеслу, которые обращают внимание на внешний вид (немного хулиганистый) начинающего литератора.
Полны пластических метафор уникальные графические работы Владимира Александровича Глуховцева (1940–2010 гг.), художника-философа, ведущего книжного иллюстратора своего времени, размышляющего о месте поэзии в мире и роли Пушкина в современной реальности. Автор пишет сложные композиции, в которых главное внимание уделяется не биографическим подробностям из жизни поэта или жанровым иллюстрациям его произведений, а личным ассоциациям художника, для которого важнее общепринятой его собственная жизненная позиция. В монотипиях по мотивам повести «Пиковая дама» – «Московская Венера» и «Тревожный сон. Старая графиня» – он создает два образа – старой графини и юной возлюбленной Германа – Лизы. Обе героини – символы молодости и старости, прошлого и будущего. Созданные в легкой, импрессионистической манере графические листы воспринимаются как видение, сон о бренности жизни.
Написанная к пушкинскому юбилею картина заслуженного художника РФ Василия Васильевича Монастырного (1946–2017 гг.) «Как упоительны в России вечера» – одно из лирических произведений художника – приверженца социальных тем и проблем в искусстве. Обращаясь к классической технике живописи, автор сочетает пейзаж с фигурой поэта, уравновешивает их пластически и по смыслу.
У художницы Людмилы Ивановны Бальцер (1954 г.р.) изображения сочетаются с умением обобщать, сохраняя высокую поэтичность и реализм. Ее символическая картина «Поэт» – это рассказ о величии мироздания, о судьбе поэта как отдельного земного человека, наделённого божественным талантом и хранимого ангелами.
Осенний пейзаж на тему Болдинской осени – это отдельная история встречи цвета, света, мотива и повод для автора очередной раз признаться в любви к природе, людям, самой жизни, в конечном счете, признаться в любви к Творцу.
Пушкинская тема в «САНТАЛе» ведет отсчет с 2004 г., когда галерея разместилась в старинном здании по ул. Коммунаров, 58. Здесь несколько лет, с 1969 по 1976 г., у своих родственников жила вернувшаяся в родной город актриса немого кино Ирина Володко, урожденная Кулешова (1908–1988 гг.), сыгравшая первую экранную роль Натальи Гончаровой – жены А.С. Пушкина в немом полнометражном фильме Владимира Гардина «Поэт и царь» (1927 г.). Сохранились ее портреты – красавицы, наделенной чувством собственного достоинства, горделивой и по-своему изысканной. В экспозицию вошел лучший из них («Актриса И.Н. Кулешова»), подаренный галерее в 2004 г. Он принадлежит кисти выдающегося кубанского портретиста Григория Устиновича Кравченко (1930–2006 гг.), изобразившего актрису на закате ее славы.
Ирина Володко стала своего рода талисманом галереи «САНТАЛ». Ей были посвящены выставки «И на дороги наши ложится отсвет Ваш» и «Портрет на полотне эпохи», публикации в прессе, написана книга, в которой собран весь исторический материал о ее жизни и творчестве, отснято пять документальных фильмов и т.д.
Сегодня в Краснодаре на центральном фасаде старинного здания по ул. Коммунаров, 58 располагается мемориальная доска, установленная в честь актрисы в городе её детства и юности. Теперь она в образе Натали, в романтической шляпке пушкинской эпохи, навсегда поселилась здесь, соединив свою судьбу с Натальей Николаевной Гончаровой и Александром Сергеевичем Пушкиным.
Старинный дом все эти годы незримо связан с именем А.С. Пушкина, и Музы – дочери Мнемозины, богини памяти – вдохновляют его обитателей на творческие свершения.
Для художников творческим материалом становится не только поэзия и проза поэта, но и его жизнь, факты биографии, история его современников, друзей и возлюбленных. Для многих из них есть нечто общее между современностью и пушкинской эпохой. Эта парадоксальная, на первый взгляд, мысль – свидетельство творческого диалога мастеров культуры разных времён, бессмертия слова и изображения.
Член АИС Татьяна Соколинская