UFO Казицына
Картины, представленные на выставке, не имеют названий, но в них ясно читаются сюжеты, связанные с освоением Космоса и посещением Земли иными формами жизни. Вот над зиккуратом Древней Месопотамии пролетают сигарообразные «дирижабли» пришельцев, а этот аппарат в форме тележного колеса завис над египетскими пирамидами в Гизе. В другой работе гуманоид с циркулем в руках производит обмер одной из пирамид. Видим мы также космические заводы с фаллическими трубам, а на Млечном пути космические странники встречают планету, подобную медузе с длинными щупальцами. Корабли имеют самые разные формы: один в виде шлема средневекового рыцаря, другой похож на кусок сыра на трех ногах, третий – это чайник из археологических раскопок, из донышка которого вырываются струи огня. Художник часто иронизирует, но это не отменяет пафоса открытия новых пространств и встреч с разумными существами.
Казицын близок эстетике метамодернизма, в которой гармонично и невраждебно живут традиции и новаторство, язык примитива, реализма и абстракции. Изображая космические корабли и фантастические образы инопланетян, он соединяет карнавальную народную стихию русского лубка и философию русского космизма Николая Федорова. Инопланетяне Казицына при всех их фантастических инопланетных формах – это русские трикстеры, христианские юродивые, осознающие высокий мессианский характер своего полёта. На том стоят и не могут иначе.
Земля – наш корабль, дом и храм, летящий в холодных космических пространствах к иным и, возможно, прекрасным мирам. И в самой натуре Евгения Казицына есть что-то от космонавта – странника по Вселенной, который просто хочет посидеть с каким-нибудь гуманоидом за рюмкой чая и поговорить о жизни, о любви, свободе и смысле жизни.
Татьяна Соколинская