Персональная выставка Анастасии Колосницыной «Поиск форм»

17.05.2021

Анастасия Александровна Колосницына родилась в Краснодаре 8 августа 1994 года.  В 2009 году окончила Краснодарскую детскую художественную школу № 1 (им. В.А. Пташинского). В 2017 году художественно графический факультет КубГУ по специальностям художник-педагог и специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна.  В 2017 году создала свою авторскую художественную студию, где преподает рисунок, акварель и живопись маслом.

Отличительная черта современного искусства – многообразие, позволяющее молодому автору искать и находить себя среди множества существующих сейчас идей, тем, направлений, стилей, техник, векторов развития. Создалась ситуация, чем-то родственная Возрождению, когда один и тот же художник занимается живописью и архитектурой, поэзией и скульптурой, математикой и дипломатией. Широта интересов, свобода выбора, жадный интерес ко всему новому, необычному становятся основными критериями развития искусства.  

В этот художественный мир, открытый для новаций и при этом не отвергающий традиций, Анастасия Колосницына вошла совсем недавно. Ремесло, полученное во время учебы, стало тем стартом, который позволил ей свободно обращаться с материалами, работать в разных жанрах.

Уже в дипломной работе, предполагающей академический подход к изображению натуры, пространства и формы, проявились черты чего-то большего. В картине «Атрибуты искусства» (2017. Холст, масло. 85х110), написанной под руководством доктора педагогических наук, профессора Юрия Владимировича Коробко, уже наметилось понимание формы как пространства, любовь к материальности, легкий юмор, стремление понять себя, найти свое место во Вселенной. 

Эти черты усилились в первой творческой работе «Автопортрет» (2018. Холст, масло, 80х60), написанной под впечатлением Пабло Пикассо. Эту работу оценил заслуженный художник РФ Сергей Воржев, который предложил сделать серию в таком же духе. «Первая работа была переломной. Мне было её страшно показывать, я помню, как несла её домой, отворачивая от всех,» – говорит художница.

Воржев стал для Анастасии мэтром, который увидел в ней те качества, которые близки ему самому. Молодая художница обрела свободу от академизма, поняла, что не стоит скрывать свои фантазии. Она встала на тот путь, который позволил вступать в диалог со всем мировым художественным наследием. И на этом пути обрела себя. Не случаен ее интерес к автопортрету, который позволяет сочетать субъективное и объективное, экзистенциональное и бытийное. Отличительное отличие ее автопортретов – отсутствие идеализации, салона, стремление передать не то, что она видит, но то, что мыслит (выражаясь словами Пабло Пикассо).  «Новая культура, рождающаяся в недрах Возрождения, предполагает отважное знание человека о себе самом,» - это определение доктора искусствоведения Александра Якимовича как нельзя лучше определяет художественную и человеческую позицию молодой краснодарской художницы. В серии автопортретов вместо конкретного человека появляются обобщенные образы, в которых ее собственные черты уже перестают узнаваться, перерастая в архетипы. О своем лирическом автопортрете – «обнаженке» «Пробуждение» (2018. Холст, масло. 35х20) Анастасия сказала, что чем больше писала, тем скорее уходило чувство скованности, стеснения и боязни. 

После окончания университета захотелось увидеть мир, путешествовать. Прага стала тем местом, которое повлияло на нее своей энергетикой, культурными традициями и художественными новациями. Две главные на тот момент картины были созданы под впечатлением жизни в Чехии. В одной из них («Двуликая».2018. Холст, масло. 60х 50) автор обращается к исследованию христианских принципов двойственности человеческой натуры: добро и зло, красота и безобразие, правдивость и лицемерие, верность и предательство – все это в творчестве Анастасии приобретает характер пластической метафоры. В композиции «Автопортрет на пленэре» (2018.Холст, масло.35х25) усиливается роль гротеска, гиперболы, неженской иронии. По сравнению с дипломной работой, в которой присутствует реальное пространство, здесь появляется пространство умозрительное, концептуальное, усиливается роль плоскостности, линеарности, открытого локального пятна. В этих работах  развитие художницы идет от неокубизма и неосимволизма к геометрической абстракции, но она редко переходит границу, разделяющую абстрактное и фигуративное искусство.

Сегодняшним итогом серии «Диалоги с Пикассо» стали работы 2020 года: интерьер с натюрмортом и пейзажем «Проводники Вселенной» (2020. Холст, масло. 80х50) и «Целомудрие» (2020.Холст, масло.60х90). Колосницына приближается к освоению языка сюрреализма, создавая уже вполне магическую Вселенную, населенную скорее символами и знаками, чем живыми людьми (Бесконечность создания». 2020. Холст, масло. 50х50).

Когда образы людей уходят с холстов, на их место приходят вещи, живущие в интерьере и пространстве. Если автопортреты написаны без всякого романтизма и идеализации, то предметы идеализируются («Хищный натюрморт». 2018. Холст, масло.80х60). Художницу интересует Бытие как таковое. В натюрморте «Сладкая встреча» (2020.Холст, масло.80х60) она экспериментирует с приемами техники старых мастеров, соединяя это с современными живописными новациями. Любовь к Земле, культ жизненных сил присутствует в фактурных поисках, в подчеркнутой живописности, эмоциональности. Здесь она входит в область чистого эксперимента с формой и беспредметностью, гладким и широким письмом, логикой и чувством. Колосницына выступает как полистилист, владеющий множеством пластических языков – от абстракции до гиперреализма.

«Золотой песок» (2019.Холст, масло.50х50) и «Энергия планеты» (2019.Холст, масло.80х70) – это почти беспредметные эксперименты, где автора интересуют как фактурные, то есть вполне земные, поиски, так и присутствует стремление уйти из пространства земного тяготения в чистый, неисследованный космос.  

Стоит обратить внимание на триптих «Кружева бесконечной жизни» (2020), гиперреалистический язык которого восходит к давней традиции – стилю обманок (фр. trompe-l'œil, «обман зрения»), популярных в Голландии и Франции в ХVII веках и в России на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Кружева написаны с полной иллюзией настоящего вязаного изделия, и только раковина эту иллюзию разрушает. Здесь представлено, с одной стороны, высокое ремесло, заставляющее вспомнить древнегреческий миф о состязании двух художников, а с другой, как почти всегда у Анастасии, погружение в собственную мифологию, изобилующую иносказаниями и аллегориями.

Даже в собственно реалистических работах, выполненных в технике масляной живописи, ее интересует не воздух и перспектива, а стремление выявить декоративные качества портретируемых предметов, цветов, понять душу вещей, а не их видимую плоть. Именно об этом ее натюрморты: «Подсолнухи после грозы» (2019.Холст, масло.60х90), «Маки в голубом» (2020. Холст, масло.60х90), «Весенний натюрморт» (2020.Холст, масло. 100х80).

Колосницына развивается не только как традиционный живописец. Она открыла для себя технику масляной пастели, формально относящуюся к графике, а по сути являющуюся иной формой живописи, позволяющей создавать не только более нежные цветовые сочетания, но и наполнять графический лист пространством и воздухом (недаром эту технику так любили импрессионисты). 

Обращение к пастели было обусловлено отнюдь не художественными или метафизическими поисками, а необходимостью быстро перед началом карантина покинуть Краснодар и переехать за город. С собой получилось взять не кисти и масляные краски, а пастель и бумагу. Таким образом, начался «ковидный» (и вполне плодотворный) этап в ее творческой деятельности.

Сельская местность заставляет глаз видеть иначе, думать о позитивных вещах, мыслить без суеты. Природа дает  человеку возможность обратиться к вечным ценностям, умению радоваться каждому дню. Для художницы эта мысль превратилась в своего рода культурный код. Из вынужденного заточения родилась серия пастелей – натюрморты, сюрреализм, пейзажи, крымские марины.

Анастасия Колосницына занимается творчеством всего 4 года, но она уже прошла путь от эпохи постмодерна к метамодернизму, аккумулирующему в себе современную мультикультурную эстетику. Художница много путешествует, ездит на пленэр в Украину, Крым, Чехию, Германию, Абхазию, Армению. Она живет в пестром мире, который открыт для любых культурный связей. В ней есть энергия молодости, которой представляется, что всё возможно. С удовольствием играет со стилями, техниками, направлениями. Ищет и находит себя и Вселенную в себе.

Искусствовед, член АИС   Татьяна Соколинская