Позови меня, тихая Родина
Выставка является составной частью большого художественного проекта «Позови меня, тихая Родина», организованного Ниной Стрижовой тридцать лет назад как дань любви к месту своего рождения – Вышнему Волочку, где прошли ее детство и юность и она впервые прикоснулась к изобразительному искусству, когда ее, школьницу, водили на экскурсию на «Академичку».
Дом творчества «Академическая дача» был основан 22 июля 1884 года для летней практики студентов Российской Академии художеств. Тогда он назывался «Владимиро-Мариинский приют». Расположенный на высоком берегу Мстинского озера, у истока реки Мсты, в одном из самых красивых и поэтичных мест России с богатой историей и культурой, он был передан Союзу художников и открыт заново в 1948 году. Именно с этого времени со всей страны туда стали ехать живописцы для того, чтобы работать над тематическими картинами. Потоки формировались для подготовки к участию в республиканских и всесоюзных выставках. Но большинство художников юга России, потрясенные красотой северных ландшафтов, начинали писать пейзажи. И многие руководители потоков рекомендовали им заниматься именно пейзажным жанром. Работа с натуры, необходимость быстро «схватить» мгновенно изменяющиеся эффекты освещения, непосредственность – все это требовало широкой манеры письма, умения импровизировать и обобщать. С 1948 года в Доме творчества побывали десятки художников юга России. Они растворялись в магии северной русской природы, ощущая свою связь с «местом силы», присущим этим местам, приспосабливая свою палитру к требованиям иных, чем на юге, эффектов освещения. В творчестве многих кубанских пейзажистов прослеживается поэтизация патриархальной жизни на лоне природы, поэтому «Академичка» для них – это идеальное место для работы. При этом они писали и образы жителей российской глубинки, колхозников, вынесших на своих плечах все тяготы послевоенной жизни. Художники вводили в свои пейзажи стаффажные фигурки женщин, сгребающих сено, пастухов, стерегущих стада, трактористов, пашущих землю. Работы кубанских мастеров, созданные в Доме творчества, проникнуты позитивным, мажорным настроем. Пленэр как явление возник в Екатеринодаре в конце ХIХ. И пребывание живописцев на «Академической даче» во многом способствовал его сохранению.
Река Мста, которая нередко «позировала» живописцам, была частью водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород. На Валдайской возвышенности возникали и брали начало реки, шли торговые пути с севера на юг, запада на восток. В этих местах располагаются село Грузины и город Торжок, связанные с именами Александра Пушкина и Анны Петровны Керн, где она и была похоронена. Здесь во время Великой Отечественной войны протянулась Ржевско-Вяземская линия обороны и разрушения городов и сел были огромны. Но ни одна немецкая бомба не упала на «Академическую дачу».
Мистические места. Недаром проект «Позови меня, тихая Родина» за эти тридцать лет вызвал интерес и у тех художников, которые прежде не работали в этом Доме творчества. И появились картины, написанные не с натуры, а по воображению, но вдохновленные ландшафтами, примыкающими к Дому творчества.
– Я чувствую вину перед моей малой Родиной, что в 17 лет уехала на Кубань, – сказала как-то Нина Стрижова. Но благодаря Нине Антоновне собраны десятки картин, посвящённых Академической даче, с 1948 года до сего дня, – своеобразная летопись Тверской области, Валдайской возвышенности, Вышнего Волочка, «Академической дачи». В ней также много поэзии, рожденной от созерцания одного из самых красивых областей России. На Кубани родился очень значимый проект «Позови меня, тихая Родина», объединивший художников-южан, которые называли себя «дети Академички».
Член АИС Соколинская Т.И.