И вот сама идет волшебница-зима

13.12.2024

На юге России зиму ждут, особенно дети и молодежь. И если она (то есть настоящая зима) приходит и дороги покрываются сугробами, то радуются все, выходят на улицы, чтобы покататься на санках и поиграть в снежки. Для взрослых, зрелых людей – это время покоя, созерцания и надежды.

А вот для [удожников зима имеет эстетический характер. Заснеженные городские и сельские ландшафты – это пиршество для их глаз, восхищенных красотой, чистотой, свежестью лесов и полей, сел и городов.   У российских живописцев зима начитается тогда, когда меняется освещение, свет и цвет получают другую семантическую наполненность. Для них зима в значительной степени – это символ России.

 Южно-российские художники старшего поколения любят писать переходные состояния от осени к зиме или от зимы к весне. Например, народный художник РСФСР В.К. Мордовин, который жил в г. Грозный, но много работал в Краснодарском крае (1915-1982), представлен пейзажем «Ранняя весна» (1980), а заслуженный художник РА П.Г. Амасьян (1922-2001) - работой «Снег тает» (1991). Совсем другое состояние у пейзажа Н.П. Туркова-Собакина «Ранний снег» (2017), на котором изображен куст калины с поспевшими ягодами, которыми лакомятся птицы, – мажорное, светлое, новогоднее.. Верные традициям русского реалистического пейзажа, Е.И. Саяпина («Зимний день».2012) находит место для пленэра в зимней Чистяковской роще Краснодара, а Н.Л. Райбац («Начало весны».2021) предпочитает писать старый Краснодар, одно и двухэтажный, с простыми низенькими заборчиками, не скрывающими обыденную жизнь простых людей. 

Заслуженный художник РСФСР Г.А. Булгаков (1916-2011) создает отчасти жанровую картину «Все ли прошло?» (2001), в которой пейзаж играет роль метафоры, а главное внимание сосредоточено на стаффажных фигурках пожилых мужчины и женщины в зимнем парке, идущих к своему позднему счастью.

Пейзажисты из Республики Адыгеи чаще пишут горы и лес в снегу (заслуженный художник РА Мехед В.М. (1924-1998) «Зима в горах».1994, заслуженный художник РФ Б.И. Воронкин. «Вечерние тени».1989), а краснодарцы – свой любимый город (Н.П. Евса (1914-2004). «Зима в Краснодаре».1970). В.А. Тахтамышев (1941-2011) и заслуженный деятель искусства Кубани Г.К. Забелина (1941) в общей работе «Февральский вечер» (1993) обращается к образу знакового архитектурного сооружения Краснодара – собору Святой Екатерины. Это одна из работ, входящих в серию краснодарских городских пейзажей. Заслуженный художник РФ, мастер натюрморта В.Т.Андрющенко представлен любимым свои жанром – городским пейзажем «Краснодарский дворик» (1994), где автор поэтизирует покрытый снегом старый двухэтажный Екатеринодар.

Среди самых разнообразных по технике и тематике произведений заслуженного художника РФ В.Ф. Папко жанровая картина «Дачи опустели до весны» (2017) поражает своей трогательной, лирической интонацией. В основе картины простая бытовая история, известная всем дачникам, оставляющим своих животных на зиму на дачах. Художник изображает мужчину, кормящего целую стаю покинутых своими хозяевами собак.  Скорей всего – это автопортрет художника со спины. 

Кубань сельскую с ее полями, лесами любят писать В.А. Сырятов («Хмурый день».2018), В.Д. Сапач («Мартовский снег»), В.С. Яковлев («Зима. Январь».2015). И.И. Захаров (1936-2019), посвятивший свою жизнь исторической картине, на выставке верен своей любимой теме - А.С. Пушкин на Кавказе. На картине «А.С. Пушкин» (2007) он создает романтический образ поэта периода южной ссылки. 

Художники-путешественники часто пишут зимние пейзажи. Заслуженный художник РФ, альпинист, мастер спорта С.В. Дудко (1948-2019) свои горные пейзажи часто писал на высоте 3 километра, при всем романтизме добиваясь фотографической похожести со своими моделями. Все, кто увлечен альпинизмом, легко узнает портрет «дикой горы», второй по высоте после Эвереста, но самой опасной для восхождения, «прославленной» десятками погибших альпинистов: «Вторая вершина планеты Пик К-2 в Каракаруме (Пакистан)».

Но чаще кубанские живописцы путешествуют на Русский Север и в среднюю полосу, где их привлекает зимний пленэр в лесу и возможность написать образцы древнерусской архитектуры (В.Н. Коваленко «Торжок зимой».1983), Ю. Пономаренко («Вышний Волочёк».2010).

Один из таких путешественников заслуженный работник культуры РФ В.Г. Ушаков («Скоро соревнования».2022), получивший распределение из Краснодарского художественного училища в Салехард – единственный город в мире на Полярном круге – и проживший там 44 года. Вернувшись на Кубань, он привез множество тематических картин, в которых снег и зима являются полноправными героями, наряду с мужественными и сильными жителями северной глубинки. 

Воронцовский парк в Москве принадлежит к образцовым памятникам садово-паркового искусства. Многие художники, москвичи и приезжие, любили ходить туда на пленэр в разные времена года. Среди них – краснодарский живописец Г.С. Петросян (2031-2008), который написал этюд «Воронцовский парк зимой» еще в 1968 году, будучи студентом Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Увиденная глазами южанина, подмосковная зима с ее покрытыми снегом елями и березами, фантастична и несет ощущение праздника.

Кубанские мастера ставят перед собой разные задачи: реалисты стремятся показать землю во всей ее сложности, импрессионисты в большей степени наполняют свои работы чувствами и переживаниями. А заслуженный художник РФ  Г.В. Приведенцев, один из немногих на Кубани сюрреалистов, наполнил, казалось бы, простой сюжет фантастическим содержанием («Заснеженный натюрморт».2002). М.В. Архангельский (1937-2006) в пейзаже «Зима» создает экспрессивный, переходящий в абстракцию, предельно эмоциональный образ заснеженного сада с плодами хурмы в своем саду, в районе Большого Сочи.  Картина А.В. Май «Вечер Рождества» (1999) – это пример увлечения художника Серебряным веком русской культуры, символизмом, поэзией, мистикой.

Тема семьи и детства – ведущая у И.В. Пугача («Здравствуй, странная птица».2015-2016). Для придания сюжету символических, сакральных качеств художник использует свой излюбленный прием контражура, когда свет льется из окна в комнату, в которой сидит мальчик и наблюдает за всем, что происходит за пределами дома.   И мир, который видит он, наполнен светом. На покрытом снегом дереве сидит большая странная птица. Наступает утро Рождества и вместе с ним надежда на все лучшее.

Южная зима короткая и теплая. И те живописцы, которые стремятся запечатлеть чудо зимних ландшафтов, совершают далекие поездки на Север, где зимой иные эффекты освещения, где хочется передать холод русских пространств. Другие находят прелесть в южном пленэре, импрессионистском, мягком, со множеством полутонов в самом воздухе, сливающемся с быстро таящим снегом. Но для всех зима, Новый год и Рождество – это время переходных состояний, когда природа умирает для того, чтобы возродится снова.

Член АИС Татьяна Соколинская