Современные художники Кубани. Двадцать лет спустя.

05.03.2025

С 5 марта 2025 г. по 30 апреля 2025 г. «Художественная галерея «САНТАЛ» представляет выставочный проект «Современные художники Кубани. Двадцать лет спустя», посвященный двадцатилетию выставки «Современное искусство Кубани» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге, которая проходила в 2005 году. В экспозицию вошли сорок живописных работ двадцати пяти кубанских авторов, принимавших участие в первом творческом диалоге Юга и Севера. 

 

Выставка кубанских художников в «Манеже» Санкт-Петербурга была проектом уникальным и по своему социокультурному значению, и по разнообразию современных стилей и направлений. Впервые изобразительное искусство Кубани было выставлено за пределами Краснодарского края в таком большом объеме. 250 произведений живописи, графики и скульптуры представили 100 наиболее интересных мастеров изобразительного искусства.    Эта выставка стала кульминацией в развитии современного искусства Кубани того времени, начавшегося в сложные в экономическом отношении годы, но полные надежд и стремлений к будущему. К проекту были привлечены меценаты, без которых собственными силами Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств выставку организовать было бы невозможно.

Судя по отзывам, выставка произвела на северную столицу, избалованную обилием художественных проектов со всех стран мира, впечатление мощного солнечного света, разогнавшего облака. Зрители увидели художественную палитру многоцветную, яркую, эмоциональную, мажорную, впитавшую в себя знойное южное солнце, энергетические поля древних культур из раскопок Тъмутаракани, Древний Восток и современный Запад.

Выставку посетил экс-мэр Краснодара, любитель искусства, Валерий Александрович Самойленко, ее высоко оценили искусствоведы Санкт-Петербурга, преподаватели Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Ф.Е. Репина: доктор искусствоведения С.М. Даниэль, кандидат искусствоведения В.С. Шилов, доктор искусствоведения, а также главный научный сотрудник Государственного Русского музея М.Ю. Герман.

Большинство краевых СМИ были вовлечены в этот масштабный культурный проект, стараясь представить региональное искусство Кубани в культурной столице России.

Профессиональную аналитическую статью о выставке написала выпускница МГУ, журналист Ирина Кирьянова (главный редактор газеты «Душа моя» и специалист по культуре Кубани). Газета «Кубанские новости» посвятила этому событию несколько публикаций на стадии подготовки и после открытия в «Манеже», а Заслуженный работник культуры Кубани Людмила Решетняк была откомандирована в Питер для освещения этого события. Газета «Краснодар» тоже опубликовала статью «Культурный мост из Южной в Северную столицу».

Прошло 20 лет. Выставка в галерее «САНТАЛ» – это хороший повод вспомнить и поговорить о значении меценатов в продвижении искусства. Русская история богата на таких людей. И они всегда появляются в нужный момент. Тогда это были подвижники, руководители двух организаций: ООО «Арт-РАНКОР» (Рыбалко Александр Алексеевич) и ООО «Художественная галерея «САНТАЛ» (Стрижова Нина Антоновна). Они взяли на себя груз ответственности и колоссальную работу по транспортировке картин, изданию каталога, освещению этого события в прессе и сопровождали выставку с открытия до завершения, собрав большой фото и видео материал.

Для «Художественной галереи «САНТАЛ» это был первый большой опыт сотрудничества с художниками, искусствоведами, журналистами в реализации такого грандиозного проекта. Вся последующая двадцатилетняя деятельность галереи стала продолжением работы с Краснодарской краевой организацией «Союз художников РФ», Краснодарским краевым выставочным залом изобразительных искусств, Краснодарским краевым художественным музеем имени Ф.А. Коваленко, с которыми были проведены десятки совместных художественных проектов.

Выставка 2005 года – это важный этап в развитии современного искусства Кубани. Это точка бифуркации, после которой не только искусство пойдет другим путем, но и художники окончательно разойдутся. В это время была еще иллюзия, что товарищество, которое объединяло большинство участников выставки, не исчезнет и сохранится долго.

В самом деле стилистические различия в живописи, графике и скульптуре возникли еще в конце 1980-х годов, но и в Краснодаре на выставках Союза художников они все предстояли как единая сила, интересная своими разнообразием. Было много разговоров, что является современным искусством, а что не современным. Отзвук этих споров воплотился и в названии выставки: Современные художники Кубани, а не современное искусство Кубани. Современными были все. Каждый по-своему.

Родоначальником искусства нового времени в Краснодаре является Евгений Сулейманович Цей (1924-1982) – фигура знаковая, представитель неофициального искусства. С 1980-х годов стали возникать художественные объединения, которые при всем их различии несли в себе «генетический» код пластической и живописной культуры Юга России: преобладание цвета над формой, декоративность и монументальность, отсутствие литературности и построение композиции с участием законов синестезии. Постмодернистская мозаичность лишь на первый взгляд производила впечатление подножия Вавилонской башни.

В то время на Кубани сложился тип художника созерцательного. Это были художники – идеалисты. Природа в широком смысле вдохновляла их больше, чем городская среда. Их миф – природный, циклический. Урбанистические тенденции в нем тормозились мощным пластом южнославянской патриархальной культуры. Эти социокультурные идеи до сих пор представляют Алексей Паршков, Лариса Мягкая, Сергей Воржев, Лидия Самокиш, Константин Канский, Александр Саидов, Ольга Мирошниченко, Геннадий Приведенцев, Сергей Нагорный. Они несут в себе искусство, тяготеющее к символизму и метафоре, поэтизируют жизнь человека на земле. Они находят опору в идеализированном прошлом или создают идеализированное настоящее. Среди ушедших из жизни – создатель уникального казачьего мифа и стиля этнического сюрреализма Сергей Воржев (1950-2023) и Михаил Архангельский (1937 – 2006), поэтизирующий черноморское побережье и работавший в основном на своей даче, в районе Большого Сочи, где он создал свой эдем, подобный библейскому. Другой, славянский, патриархальный, рай видим мы в работах Алексея Паршкова. У этого рая тоже есть почтовый адрес: станица Старокорсунская, где современные фермеры трансформируются в образы языческих богов. Вячеслав Оноприенко (1938-2011) в своих пастелях, чем-то напоминающих Огюста Ренуара или Дега, искал красоту в идеализированной женской красоте и красоте природы. Лариса Мягкая тоже много лет работала в технике пастели, создавая в этой технике сложные жанровые и символические композиции. На выставке она представила живописные работы, в которых важными является образы, попадающие в культурный код русской культуры. Живопись Лидии Самокиш – яркая, декоративная, чем-то напоминающая витражи. Но содержание ее картин – это не иллюстрация библейских историй, а поэтизация обыденной жизни простых людей. Константин Канский создает мир, подобный фэнтези в литературе, для этого он модернизирует живописную технику лессировочной живописи старых мастеров, делает ее более декоративной, современной, близкой всем, кто любит Толкина и Роулинг. Александр Саидов развивает принципы гиперреализма, создавая костюмированный театр эпохи поздних французских королей. Ольга Мирошниченко, профессиональный специалист по гобелену, переносит принципы художественного ковроткачества на живопись - абстрактную, фигуративную, предельно декоративную. Геннадий Приведенцев– представитель кубанского сюрреализма, фантазер и сказочник, видит мир гармоничным. Это тоже Кубань, но увиденная глазами мечтателя и утописта. Сергей Нагорный – один из немногих, кто предпочитает писать и рисовать исключительно женские портреты, «ню» и изысканные пейзажи. Можно сказать, что все его творчество – это гимн красоте, главным образом женской.

Неореалистическое направление и в 2005 году, и сейчас сохраняет свою актуальность. Правда – основной критерий этого направления, хотя доля идеализации у многих достаточно сильна.  Среди художников старшего поколения неореалист, портретист Г. У. Кравченко (1930 -2006) оказался востребованным современной эпохой как в России, так и в США, где на английском языке о нем вышла монография. Павел Бабенко (1946-2024) скорее экспрессионист, чем реалист, но в нем всегда было стремление к изображению правды жизни, причем наиболее драматичной. Среди реалистов Игорь Пугач – наиболее идеалистичен, сохранивший верность своему мировоззрению, темам и жанрам. Жанровые сцены с изображением семьи, цветочные натюрморты и пейзажи остаются для него знаковыми на протяжении всех лет творчества. Юрий Пономаренко – русский странник, путешествующий по всей России в поисках пейзажного мотива. Он развивает язык пленэрной живописи, в которой реализм переплетается с импрессионизмом, что позволяет синтезировать наблюдение над природой с передачей собственных чувств.  Виктор Чепурко – мастер тематической картины, городского пейзажа и портрета, написанных в классической манере. Василий Медведовский тоже предпочитает классическую манеру письма в своих натюрмортах и пейзажах. Анатолий Мельников – один их ранних представителей постмодерна на Кубани - представил натюрморты, ориентированные на традиции старых мастеров 17 века, - изысканные, утонченные, обладающие символическим содержанием. Ирина Седова сочетает классические приемы русской и европейской школ с модернизмом ХХ века– мастер портрета, ню, библейских сцен, декоративных панно.

Неомодернисты Ирина Абрамова, Анатолий Бойчук, Лариса Блохина, Евгений Казицын тоже очень разные по языку и содержанию. Родственно вырастая из русского лубка и русского же авангарда, Казицын создает своего рода современную «энциклопедию русской жизни». Его интересует история, мифология, фольклор, быт, нравы, психология людей. У Ирины Абрамовой и Ларисы Блохиной при всей разнице их языка главным инструментом является цвет. Блохина – мастер неземного пейзажа, сотканного из нежных многоцветных линий, из переплетения которых возникают образы, подобные снам. Абрамова яростно лепит форму с помощью открытого цвета, создавая композиции фигуративные или абстрактные, сложные, многозначные, в которых угадываются пейзажи, люди, звери или остаются только пятна, линии - беспредметное. Анатолий Бойчук развивает традиции кубизма, создает монументальные образы в станковой живописи. Его образы всегда мажорные, яркие, с большим количеством красного цвета, заставляющие вспомнить русское народное творчество. 

Выставочный проект «Современные художники Кубани. Двадцать лет спустя» в галерее «САНТАЛ» – это своеобразный итог развития современного искусства Кубани за эти годы, в котором воплотились лучшие традиции национальной художественной культуры, а также региональные стилистические черты, присущие югу России. На выставке представлены художники, которым для творчества необходима родная страна. Именно она в основном вдохновляет их на работу. Художники сумели модернизировать образную систему русского искусства для создания современной картины мира южного региона России начала ХХ1 века.

Проект «Современные художники Кубани. Двадцать лет спустя» для Нины Антоновны Стрижовой – это еще и знак благодарности художникам, которые наполнили ее собственную жизнь высоким смыслом, позволяющим   приобщиться к постижению не только художественного, но и нравственного назначения искусства. Она часто цитирует   известное выражение - «поэт в России больше, чем поэт».  Перефразируя его, можно сказать, что в России художник больше, чем художник», потому что он служит «искусству жить на земле». И жить достойно.

Выставочный проект «Современные художники Кубани. Двадцать лет спустя» – это не только географический мост между Севером и Югом, но мост нашей Памяти о событии, которое стало знаковым явлением в культурной жизни Кубани, точкой отсчета для развития современного искусства на нашей прекрасной земле.

Член АИС Татьяна Соколинская